К классической позиции Судебной Камасутры можно смело отнести использование в судебной работе письменных доказательств.
Очевидно, что:
1. Юрист обязан по каждому судебному делу выявить и приобщить к материалам дела через канцелярию суда максимально возможное число письменных доказательств (в частности: договоры, акты, справки, письма, служебные записки, протоколы, претензии, электронную переписку) (ст. 75 АПК РФ).
2. Юристу рекомендуется приобщать к материалам судебного дела письменные доказательства в форме надлежащим образом заверенной копии, а если к рассматриваемому делу имеет только часть документа – представляется заверенная выписка из него.
3. Подлинники письменных доказательства юристу следует приобщать к материалам дела в исключительных случаях (п. 9 ст. 75 АПК РФ). Юристу рекомендуется обеспечить возврат Обществу приобщенных к материалам дела подлинников письменных доказательств (п.п. 10 и 11 ст. 75 АПК РФ).
В рамках данной записи я хочу предложить для обсуждения тему об использовании письменных доказательств в широком смысле слова или иными словами об использовании документов в судебной работе.
Считаю основополагающими и обязательными задачами для специалистов юридической службы по судебной работе:
1) Обеспечение приоритета документарности в судебной работе;
2) Подготовка качественных процессуальных документов.
Юрист обязан обеспечить приоритет документарности судебной работы, состоящий, в частности, в следующем:
1. Юрист обязан любые процессуальные действия (в т.ч. ходатайства, выступления в судебном заседании, изложение доводов и объяснений) оформлять и приобщать к материалам судебного дела в виде документов. Процессуальные действия юриста в устной форме должны сопровождаться их последующим оформлением и представлением к материалам судебного дела в виде документов.
2. Юрист обязан использовать в судебной работе преимущественно письменные доказательства (документарные средства доказывания).
3. Юрист обязан на любой и каждый документ, представленный в суд оппонентом (в т.ч. третьим лицом) по соответствующему судебному делу, представить в суд контрдокумент (письменные контраргументы) Общества.
4. Юрист обязан на каждое исковое заявление подготовить и представить в суд письменный отзыв.
5. Юрист обязан представлять в суд документы (доказательства) по судебному делу преимущественно через канцелярию соответствующего суда.
6. Юристу рекомендуется документы, переданные суду непосредственно в судебном заседании, приобщить к материалам судебного дела также через канцелярию соответствующего суда. Если указанные документы не являются приложением к исковому заявлению, отзыву, возражениям и иным письменным объяснениям юристу рекомендуется их представить в суд посредством подачи ходатайства об их приобщении к материалам соответствующего судебного дела. В данном ходатайстве юрист обязан обратить внимание суда на те аргументы (доводы) в защиту позиции Общества, которые указанными документами подтверждаются.
7. Юристу рекомендуется для представления в суд апелляционной и кассационной инстанций дополнительных доказательств (документов) приобщать их в качестве приложений к апелляционной (кассационной) жалобе или отзыву на указанную жалобу и представлять их через канцелярию суда.
8. Юристу рекомендуется составлять опись документов, представляемых в суд, с указанием наименования и реквизитов документа, а также количества его страниц. Если в судебное дело представляются документы объемом более 5 листов, указанные документы прошиваются в объеме не более чем 150 листов и заверяются на обратной стороне последнего листа документа (Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах РФ, утвержденная Приказом ВАС РФ от 25.03.2004 г. № 27).
9. Руководителю юридической службы рекомендуется организовать заверение копий документов, необходимых для судебной работы, сотрудником канцелярии Общества на основании соответствующей доверенности с приложением на копиях печати Общества.
10. Юрист обязан оперативно и качественно вести архив всех документов (в т.ч. план ведения судебного процесса) по каждому судебному делу в виде соответствующей бумажной папки.
11. Руководителю юридической службы рекомендуется обеспечить разработку и утверждение стандартной формы указанной бумажной папки документов по судебному делу.
12. Юристу рекомендуется также по каждому судебному делу вести электронный архив документов по соответствующему делу, используя следующую примерную структуру электронной папки по ведению судебного дела:
1) 1_Первая инстанция
- 1_План ведения процесса
- 2_Судебные акты и протоколы
- 3_Истец
- 4_Ответчик
- 5_Третьи лица
- Прочее
2) 2_Апелляция
- 1_План ведения процесса
- 2_Судебные акты и протоколы
- 3_Истец
- 4_Ответчик
- 5_Третьи лица
- Прочее
3) 3_Кассация
- 1_План ведения процесса
- 2_Судебные акты и протоколы
- 3_Истец
- 4_Ответчик
- 5_Третьи лица
- Прочее
4) 4_Надзор
- 1_План ведения процесса
- 2_Судебные акты и протоколы
- 3_Истец
- 4_Ответчик
- 5_Третьи лица
- Прочее
О подготовке качественных процессуальных документов – читайте в следующей записи.
PS – Слова к делу не пришьешь!
Популярность: 100% [?]